Воскресная проповедь настоятеля: Участвовать в богослужении – Божий дар нам

05 июля 2020 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. В проповеди владыка подчеркнул один из важных смыслов евангельского чтения дня – опасность горделивого стояния человека перед своим Создателем и спасительность сознания своего недостоинства перед Богом. 

«В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о следующем событии: 

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 

Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:5-13).

Слова сотника «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» мы цитируем, когда читаем молитвы перед Святым Причастием. Мы тоже говорим о том, что мы недостойны, чтобы Господь вошел под кров нашей души и нашего тела. Но насколько мы действительно ощущаем это недостоинство? Насколько мы ощущаем себя недостойными Бога? Мы с радостью ходим в храм. И слава Богу, что с радостью! Мы ощущаем себя православными. И наверное, у нас есть если не гордыня, то некое удовольствие от того, что мы вот такие, мы православные, мы можем ходить в храм. Насколько мы постоянно ощущаем, что мы этого не достойны? 

Это не значит, что мы должны сидеть и постоянно повторять: «Я самый плохой человек! Я хуже всех!» Нет! Достаточно, если мы будем ощущать свою малость перед Богом, что мы не велики перед Богом, а малы. То, что нам дано быть православными, ходить в храм, участвовать в богослужении, – это дар, который мы ничем не заслужили. Он нам дается туне, просто так, как говорит Господь. Мы его, наверное, никогда и не заслужим, никогда не станем достойными этого дара. Но если мы будем ощущать свою несоразмерность ему, то у нас будет желание стремиться к чему-то высшему, что-то изменить в себе, менять себя к лучшему, чтобы если не стать достойными, то хотя бы приблизиться к этому. Очень страшно, если мы вдруг ощутим самодовольство от того, что мы находимся в храме. 

В заключение Своей беседы с сотником, Спаситель сказал: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Эти слова о язычниках, о наших предках в том числе, о тех, кто не составляет народ богоизбранный. Именно они, несмотря на то, что еврейский народ считался богоизбранным, станут избранниками Бога и возлягут с праотцами в Царствии Небесном. И продолжает Спаситель: «А сыны царства, – то есть израильтяне, те, которые считали себя на тот момент именно богоизбранным народом, – извержены будут во тьму внешнюю». Почему? Потому что на тот момент они ощутили себя достойными и исключительными. Потому что они считали, что только они достойны Спасителя, что только их касается спасение, а те, кто вокруг, – отребье. И с ними не надо даже пересекаться. 

Очень страшно, если каждый из нас ощутит себя достойным храма. А если мы будем себя ощущать недостойными, и будем стремиться это недостоинство хоть чуть-чуть преодолеть, то мы увидим Царство Божие и возляжем с Авраамом, Исааком и Иаковом в нем».

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: