«Христос умер за нас грешных, а не за нас праведных», – Илиинский настоятель

28 июня 2020 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию. По запричастном стихе владыка произнес проповедь, в которой раскрыл некоторые важные смыслы апостольского чтения дня. 

«Сегодняшнее апостольское чтение очень насыщено вероучительными глаголами. Я вас всех призываю перечитать его дома и взять какие-нибудь известные толкования. Потому что эти строки наполнены глубокими догматическими рассуждениями, они не такие простые. В заключение чтения апостол Павел говорит такие слова: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

Здесь апостол Павел рассуждает о спасительном значении дела Христова, о сотериологии – учении о спасении. Повторюсь, призываю вас перечитать это чтение дома с какими-то толкованиями, чтобы вникнуть. Но остановимся на этой фразе: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». 

Если мы обратимся к нашей жизни, перенесем эти рассуждения на нашу жизнь, что мы можем сказать? Мы все соумерли Христу в Его крещении. И призваны умирать во Христе для страстей этого века, для того, что есть в мире неправильного и противного Богу. Мы призваны отрекаться от этого. Но более всего мы призваны, как говорит апостол, спастись жизнью Христовой. Не только тем, что Он есть Жизнь, не только тем, что, устремляясь к Нему, мы обретаем жизнь, но спастись тем, что, уподобляясь Его жизни и Ему, мы приобретаем истинную жизнь. Уподобляясь ему, мы исполняем, в первую очередь, заповеди Его, осуществляя в своей жизни Его учение, которое мы слышим в Новом Завете.

У нас есть возможность читать Евангелие каждый день дома. Не всегда у человечества была такая возможность. Но у нас она есть! И мы можем напитываться этими словами, размышлять о том, как можно их осуществить в нашей жизни каждый день. Не просто вообще стать хорошими христианами. Ведь иногда мы думаем, что слово «спастись» относится только к будущему. Царство Божие, конечно, и в будущем тоже. Но зародыши этого мы должны закладывать сейчас, каждый день. Не только в воскресенье, когда мы приходим поисповедоваться и причаститься, а каждый день. И не утром и вечером во время чтения молитв, а на протяжении всего дня наша жизнь должна быть жизнью во Христе. И тогда, действительно, мы спасемся. Господь примет нас, несмотря на наши грехи, в которых мы каемся, несмотря на то, что мы делаем неправильно, потому что мы не умеем все делать правильно. 

Да, мы стараемся, мы умираем для неправильного, мы боремся. И вот нужно изменять себя во благо, стяжать добродетели. Не просто рассуждать о том, какой я плохой, а собирать в себе что-то хорошее… 

Что хорошего может быть в каждом из нас? Терпение, милосердие друг к другу, помощь другому. Ведь помощь может быть очень простая и бытовая. Нам не хочется вынести мусор, а мы вынесли. Нам не хочется позвонить близкому, который в этом нуждается, а мы позвонили. Нам не хочется после действительно тяжелого рабочего дня еще дополнительно потрудиться ради домашних своих, а мы все-таки это делаем. Не потому, что мы обязаны это делать. Вроде бы, нам положен отдых. И иногда действительно утомительно говорить с человеком, который не всегда нас слышит. Но мы делаем усилие ради другого. И таким образом мы уподобляемся Христу, который умер за нас, грешных. 

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел нам настойчиво напоминает, что Христос умер за нас грешных, а не за нас праведных. С какой стати? Почему Он должен был умереть за нас грешных? Но Он это сделал ради нас. И вот мы можем уподобляться Ему в каких-то положительных действиях: в милосердии и в любви к ближнему, изменяя таким образом себя и устремляясь ко спасению жизнью Христовой». 

Информационная служба @hramilii
Опубликовать в социальных сетях: